Коллизия (континтальная литосфера) 

Завершение субдукции и начало коллизии на конвергентной границе Евразийской (ЕА) и Австралийской (А) литосферных плит, по Н. Прайсу и М. Оудли-Чарльзу (1987): 1 — континентальная литосфера; 2 — океанская литосфера; 3 — сейсмические очаги

Размещение под Гималаями сейсмических очагов, механизм которых свидетельствует о продолжающихся смещениях по пологим тектоническим поверхностям (по Л. Зиберу, Дж. Амбрастеру, 1984). Внизу — одна из моделей формирования этого коллизионного горного сооружения путем последовательного поддвига и деформации тектонических пластин континентальной коры, которые «счешуиваются» с продолжающей субдуцировать мантийной части литосферы (по Е. Лион-Каен, П. Молнару, 1983): 1 — континентальная кора Индостанской плиты; 2 — океанская кора той же плиты; 3 — континентальная кора Евразийской плиты (Тибет). Сейсмические зоны: X — Хазара; Т — Тарбела; ИК — Инд—Кохистан

Source -http://avspir.narod.ru/geo/khain1995/hain_6_3.htm

Если к конвергентной границе с обеих сторон подходит континтальная литосфера, то сиалические породы не погружаются в тывают интенсивное сжатие и горообразование. При этом проявляется тектоническая расслоенность литосферы, она делится на пластины, которые испытывают горизонтальное смещение и дисгармоничные деформации. В условиях тектонического скучивания и утолщения континентальной коры в ней образуются палингенные очаги гранитной магмы. Так развивается коллизия, столкновение литосферных плит — геодинамический режим, который в настоящее время проявляется на протяжении многих тысяч километров вдоль Средиземноморско-Гималайского складчатого пояса и выражен соответствующей сейсмичностью. Наряду с коллизией "континент - континент" различают коллизию континента и островной дуги или двух островных дуг.

Образование зон коллизии возможно при сжатии сравнительно узких бассейнов красноморского типа, замыкание которых обычно сопровождается обдукцией офилитовно чаще коллизии предшествует сближение континентальных единиц, обрамлявших крупные бассейны, которое возникают по мере субдукции разделявшей их океанической литосферы. Такое сближение завершается переходом от субдукции к коллизии, что можно наблюдать в настоящее время на границе Евразийского континента и Австралийской плиты. Коллизия началась в районе современного острова Тимор в плиоцене (5—3,5Ма), когда обрамлявшая Австралийский континент с севера океаническая литосфера полностью субдуцировала там под вулканическую дугу Банда на активной евразийской окраине. Погрузившаяся в астеносферу плита до сих пор проявляет себя сейсмическими очагами реликтовой зоны Беньофа. Прогрессирующая коллизия тоже выражена сейсмичностью, которая маркирует надвигание австралийской окраины, а также мелкие разрывные смешения в обстановке сжатия. Складки, надвиги формируются и в отложениях плиоцена — квартера на южном крае коллизионной системы в Тиморском троге.

На западном продолжении этой зоны в Яванском желобе идет субдукция океанической литосферы под Зондскую активную окраину. Смена режима происходит к западу от острова Тимор, где к конвергентной границе под острым углом подходит линия пассивного сочленения океанской и континентальной частей Австралийской плиты. Геометрические соотношения таковы, что при дальнейшей конвергенции эта точка пересечения двух границ будет смещаться на запад и коллизионная система будет разрастаться в этом направлении за счет субдукционной.

Гималаи и Тибет – зрелая активная коллизия крупных континентальных единиц, начавшейся в эоцене 50—45 Ма, когда океаническая литосфера Тетиса, отделявшая субконтинент Индостана от Евразийской окраины, полностью под нее субдуцировала. Направление этой субдукции предопределило южную вергентность складчатости и надвигов и произошло формирование Гималаев путем последовательного срыва и «счешуивания» континентальной коры с мантийной литосферы над продолжающейся субдуцией. Пододвигание тектонических чешуй отмечено сейсмическими очагами. Пологие поверхности смещения выявляются многоканальным профилированием.





Встречное движение Индостана и Евразии со скоростью 15—20 см/год, продолжалось и после коллизии и до олигоцена (Ф.Патриа и X. Ачаче, 1984) оно происходило со скоростью 10 см/год, позже — 5 см/год и суммарное сближение после коллизии превышает 2000 км. Такое встречное перемещение континентальных плит компенсируется многократным «счешуиванием» коры, следствкем чего стало ее утолщение и воздымание высочайшего в мире горного сооружения. Значительная часть перемещения уравновешивается продольным отжиманием горных масс складчатого пояса в западном и восточном направлениях и еще одна часть этого перемещения компенсируется на северном обрамлении складчатого пояса в обширной (вплоть до Байкала) области «торошения» континентальной литосферы, где доминируют правосторонние сдвиги северо-западного и левосторонние сдвиги северо-восточного простирания. Коллизия Индостана и Евразии продолжается, что наглядно проявляется в данных лазерной геодезии о современных движениях как по надвигам (в том числе на Памире), так и по сдвигам (например, по Таласо-Ферганскому).

Наряду с интенсивными складчато-надвиговыми деформациями зонам коллизии свойственны проявления высокоградиентного метаморфизма, в том числе высокотемпературного, обусловленного подъемом изотерм. Метаморфизм продолжается и после формирования трастов. О разогреве наращивающей свою мощность континентальной коры свидетельствует внедрение гранитоидов с петролого-геохимическими признаками палингенного нахождения. Распознаванию геодинамической обстановки на том или ином отрезке конвергентной границы служит петрохимическое разграничение коллизионных гранитоидов типа S (sedimentary) и субдукционных гранитоидов типа I (igneous), предложенное Б. Чаппелом и А. Уайтом. Вулканизм коллизионных орогенов разнообразен.

Горообразование при коллизии сопровождается накоплением мощных моласс, а ее в передовых и межгорных прогибах.

При конвергенции неоднородных по своему строению литосферных плит, состоящих из континентальных и океанических частей, а также при взаимодействии континентальной окраины с несколькими разными плитами и микроплитами, наблюдаются переходы по простиранию от зон коллизии к зонам субдукции или наоборот. Примером может служить продолжение Тиморской коллизионной системы Зондской субдукционной, последняя переходит далее в северном направлении в Индо-Бирманскую коллизионную систему. Наблюдаемая в Динаридах—Эллинидах коллизия с Адриатическим микроконтинентом сменяется восточнее субдукцией дна Средиземного моря под Критскую дугу.

Continental Collision (WiKi)

Хостинг от uCoz